Сегодня, 29 сентября 2017 года, завершилась
36-я сессия Совета ООН по правам человека. В течение трех недель делегации
стран-членов Совета и наблюдателей обсуждали наиболее острые проблемы в сфере
прав человека в мире: современные формы рабства, вопросы смертной казни,
уничтожения опасных отходов, права на правду, прав пожилых людей, права на
чистую воду и многие другие. Более 60 проектов резолюций было подготовлено и
вынесено на голосование, в том числе по таким неоднозначным вопросам, как
состояние прав человека в Сирии, Ливии, Сомали, Украине и Южном Судане.
В части права на образование в рамках работы
Совета была принята резолюция о дальнейшей
реализации Всемирной программы образования в области прав человека (текст будет
опубликован на сайте Совета в разделе Решения и Резолюции).
Теоретическую и практическую основу резолюции составил
Доклад Управления Верховного комиссара ООН по правам человека об осуществлении
третьего этапа программы, представленный на сессии (A/HRC/36/24).
В докладе обобщена информация, полученная от
20 государств и 18 национальных правозащитных учреждений из 36 стран, и
изложены некоторые выводы в отношении дальнейшего укрепления образования и
подготовки в области прав человека.
Чрезвычайно интересны выводы, изложенные в
Докладе. Так, например, отмечается, что начиная с 2015 года в некоторых странах
были предприняты значительные усилия в сфере образования и подготовки в области
прав человека как в рамках, так и вне рамок стратегий, разработанных в
контексте Всемирной программы образования в области прав человека.
На основании проведенного сравнительного анализа,
в Докладе отмечаются положительные тенденции. Например, внедрялись комплексные
секторальные стратегии образования в области прав человека в школьной системе,
и этого удавалось добиться в тех случаях, когда меры, принятые зачастую в
контексте реформ в сфере образования, выходили за рамки разработки учебных
программ и затрагивали политику в области образования, профессиональную
подготовку учителей и других работников сферы образования по вопросам прав
человека и проведение внешкольных мероприятий и исследований. Кроме того,
некоторые учебные мероприятия по правозащитной тематике проводились в рамках
реализации более масштабных стратегий, направленных на преодоление проблем в
области прав человека в конкретных условиях, имели общие тематические
направления (например, миграция, гендерная проблематика и многообразие) и
включали использование ориентированных на запросы учащихся и инклюзивных
методик.
Сотрудничество между национальными субъектами
– государственными органами, национальными правозащитными учреждениями,
организациями гражданского общества и научными кругами – и между ними и региональными
и международными организациями, по всей видимости, носит регулярный характер и
является многообещающим.
Среди проблем, которые упоминались в
предоставленных ответах, и особенно в отношении подготовки профессиональных
групп, можно отметить проблемы реализации специальных проектов в области
подготовки в отличие от реализации общих стратегий, и недостатки, связанные с
оценкой учебных программ и принятием последующих мер. Кроме того, по всей
видимости, программы обучения в области прав человека для сотрудников средств
массовой информации и журналистов получили меньшее развитие, чем программы для
более «традиционных» целевых аудиторий, таких как сотрудники правоохранительных
органов; в этой связи респонденты отметили, в частности, отсутствие
национальных мер политики и определили ответственные учреждения.
Текст резолюции будет размещен на нашем сайте,
как только он будет доступен для публикации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий