вторник, 12 апреля 2016 г.

В Женеве завершилась 31-ая сессия Совета ООН по правам человека. Приняты резолюции, касающиеся права на образование.







24 марта 2016 года в Женеве завершилась 31-ая сессия Совета ООН по правам человека (СПЧ). В результате работы сессии были приняты три резолюции, в которых прямо или косвенно затрагивается право на образование:

- Резолюция A/HRC/31/21 "Образование и подготовка в области прав человека"
- Резолюция A/HRC/31/35 "Свобода религии или убеждений" 
- Резолюция A/HRC/31/13 "Права лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам" 


В Брюсселе состоялась ежегодная встреча министров образования Совета Европы

В ходе встречи министров образования стран-членов Совета Европы 12 апреля 2016 года в Брюсселе Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд подчеркнул, что значимость образования для долгосрочной стабильности в Европе существенно выше, чем антитеррористических законов. Он выразил уверенность, что политика и практика образования имеет более решающее значение для установления толерантности и стабильности в Европе, чем любые прямые антитеррористические меры или миграционное законодательство.

На конференции министров образования в Брюсселе, Генеральный секретарь подчеркнул важность школ и учителей в борьбе против радикализации и в деле интеграции беженцев и миграции.

"Стабильность основывается на демократии," сказал он. "Демократия опирается на образование. Нам нужно использовать образование и обучение в целях содействия включению новых членов нашего общества. И мы должны быть видеть в этом долгосрочную перспективу.
"Наши страны в настоящее время вовлечены в долгую битву. Если мы хотим сохранить наши демократические идеалы, если мы хотим гарантировать открытость и толерантность, на которой строится современная Европа, мы должны быть столь же непримиримы в продвижении наших ценностей".

На конференции министры образования со всего континента поддержали новый механизм, нацеленный на просвещение в области демократии и демократических ценностей в школах и других учреждениях.

Генеральный секретарь добавил: "Этот механизм устанавливает, впервые в истории, конкретные компетенции, которые необходимо развивать у молодых граждан во всех наших демократических странах: как жить в обществе, где не все думают, как ты?"

Новый механизм был разработан Советом Европы при участии более тысячи преподавателей и экспертов со всего континента, поскольку часть работы организации состоит в том, чтобы помочь в борьбе с жестокой радикализацией и терроризмом и содействовать созданию более инклюзивного общества.

"В долгосрочной перспективе, политика и практика образования будет иметь более решающее значение для толерантности и стабильности, чем любой антитеррористический закон или миграционная политика," сказал он.

С полным текстом нового механизма на английском языке можно ознакомиться на сайте Совета Европы.

Полный текст выступления Ягланда 12 апреля 2016 (на английском языке).

вторник, 19 января 2016 г.

Учреждение Университета БРИКС: выступление Специального докладчика по вопросам права на образование Кишора Сингха 17 ноября 2015 года.



BRICS Senior Officials Meeting on Education
Organized on the occasion of Russian Presidency of BRICS by the Ministry of Education and Science,
Russian Federation

Speech
by Kishore Singh
United Nations Special Rapporteur on the Right to Education

Moscow
17 November 2015



Учрежден сетевой университет в рамках международного сотрудничества стран БРИКС

Как сообщает газета "Известия" 18 ноября 2015 года в Москве главы профильных министерств образования и науки стран — участниц БРИКС подписали московскую декларацию о сотрудничестве и Меморандум взаимопонимания, который является основным учредительным документом Сетевого университета БРИКС. Само по себе подобное «учебное заведение» является совместным образовательным проектом, основными задачами которого являются: повышение качества образования для насыщения экономик стран-участниц высокопрофессиональными кадрами, продвижение к единому образовательному пространству стран-участниц, развитие академической мобильности между странами и объединение ресурсов для проведения исследований.

На встрече выступал Специальный докладчик ООН по праву на образование Кишор Сингх. 

четверг, 7 января 2016 г.

Индекс свободы образования 2016: Россия на 31 месте из 136 стран.

Неправительственная организация OIDEL (Женева) опубликовала масштабное исследование, посвященное возможностям систем образования в 136 странах мира. В качестве критериев свободы образования были выбраны такие показатели, как возможность создания частных школ и получения ими государственного финансирования, уровень грамотности населения, степень вовлечения в систему начального и среднего общего образования, процент бюджетных средств, направляемых на нужды образования, в том числе на финансирование частных школ, участие в международных конвенциях о праве на образование и другие факторы.



Россия в данном рейтинге занимает достаточно высокое место: 31 из 136 стран. По критерию № 1 нам было присвоено 100 баллов из 100 за счет упоминания возможности создания негосударственных образовательных организаций в Конституции (поддержка образования всех форм) и в законодательстве, а также возможности семейного обучения.

По критерию № 2 России присвоено 60 баллов из 100 за счет установленной законом возможности финансирования частных школ за счет бюджетных средств в части зарплат педагогического состава. Недостающие 40 баллов присваиваются за финансирование текущих расходов и капитального ремонта в частных школах.

По критерию № 3 (процент зачисления детей в начальные школы) России присвоен балл 96, соответствующий среднему по стране проценту зачисления.

По критерию № 4 (процент зачисления детей в частные школы по отношению к общему числу детей, обучающихся на ступени начального образования) России присвоен балл 0,006, соответствующий 0,6 процентам детей, обучающихся в частных школах по программам начального образования (по данным 2009 года).

Итого: 256,36 баллов; 65,07 - индекс в системе; 31 - место в общем рейтинге стран.

Полный текст отчета на английском языке. Данные по России - на стр. 252.  

четверг, 26 ноября 2015 г.

С 18 по 22 ноября 2015 года в Ватикане прошел Всемирный конгресс католического образования.

В рамках конгресса Европейская Ассоциация  образовательного права и политики провела трехдневный семинар на тему "Право на образование в контексте свободы вероисповедания", в котором приняла участие в качества выступающего и модератора одной из сессий представитель Федерального центра образовательного законодательства, Смирнова М. В.

Центральной темой семинара стали проблемы сбалансированного сочетания права на образование и, в особенности, бесплатного гарантированного школьного образования и свободы вероисповедания. Такой баланс устанавливается на уровне законодательства в каждой стране - по-разному, а судебная практика, с учетом пределов допустимого вмешательства и независимости судебной власти, уточняет этот баланс на основе принципов пропорциональности и справедливости.

В Конгрессе приняли участие более 3 000 человек из католических школ и университетов всего мира, а также ученые из разных стран, изучающие проблемы образовательного права и политики. Заключительная пленарная сессия Конгресса завершилась выступлением Папы Римского Франциска.

Подробно с программой и текстами выступлений можно ознакомиться на сайте Ассоциации (вкладка Conference Manual).

пятница, 13 ноября 2015 г.

4 ноября 2015 года в рамках 38-й ежегодной конференции ЮНЕСКО прошла встреча министров образования.

На этой встрече высокого уровня, предшествующей работе Комиссии по образованию в рамках 38-й Генеральной конференции ЮНЕСКО, официально утверждена программа действий в сфере образования до 2030 года.

Программа разработана во исполнение решений, принятых на Всемирном форуме по образованию 2015 г. (Инчхон, Республика Корея). В ходе встречи министры образования и представители гражданского общества поделились мнением о том, как предстоит реализовывать Инчхонскую декларацию.

На встрече выступил Специальный докладчик ООН по праву на образование Кишор Сингх, который критически отозвался о приватизации образования в разных странах мира в ущерб общественно-значимой функции, которую оно выполняет, а также призвал государства инвестировать в систему образования и поддерживать благотворительные проекты.

Подробнее...