Здание ЮНЕСКО в Париже. Источник фото: unesco.org |
13-14 марта в головном
офисе ЮНЕСКО в Париже прошли мероприятия, посвященные обсуждению и доработке
проекта указанных Руководящих принципов. Совещания были проведены группой
неправительственных организаций, включая Проект «Право на образование», «Всемирная инициатива в защиту экономических, социальных и культурных прав», и Программа поддержки образования Фонда «Открытое общество».
Работа по обсуждению Руководящих принципов началась в 2015 году по инициативе указанных организаций и при участии всех заинтересованных сторон: частных школ, министерств образования, дипломатических представительств, юристов-международников, специалистов в области образования и неправительственных организаций, работающих в данной области. Совещания проводятся в формате пленарного заседания и рабочих групп, в ходе которых обсуждаются конкретные формулировки Руководящих принципов.
К настоящему моменту
региональные консультации уже проведены в Тихоокеанском регионе и в Восточной
Африке. До конца 2017 года пройдут аналогичные встречи в Южной и Западной
Африке. Затем последует широкой обсуждение проекта в онлайн-режиме. По
завершению проектного периода, в 2018 году, планируется принятие документа в
формате, предусмотренном для международных актов «мягкой силы» и
распространение его среди заинтересованных участников образовательного процесса
и государств.
Руководящие принципы не
создают новых норм международного права. Напротив, этот документ является
компиляцией существующих нор, содержащихся в конвенциональном и обычном праве. Особенностью
правоотношений в сфере образования является широкое распространение
международно-правовых норм. Каждое государство в мире подписало и
ратифицировало как минимум один международный правовой акт, содержащий обязательства
в сфере образования. Таким образом, высока вероятность широкой поддержки
Руководящих принципов в силу априори обязательности содержащихся в них
требований, несмотря на отсутствие юридически обязательного характера самих
Руководящих принципов.
Этот документ
предназначен для широкого использования в правоприменительной практике по всему
миру. В особенности это относится к странам и регионам, где частное образование
заменяет, а не дополняет систему государственного образования, в силу
неразвитости или недостаточного финансирования последнего. В ряде африканских и
латиноамериканских стран, например, частные организации оккупировали прибыльный
рынок образовательных услуг, не оставляя государственной системе шансов на
существование. Руководящие принципы призваны напомнить государствам об
обязанности, в силу международного права, обеспечить бесплатное общедоступное
образование и лишь в случае надлежащей работы государственной системы общего
образования обеспечить возможность создания частных образовательных организаций
в качестве альтернативы государственным и в виде дополнения, а не замещения
образовательных услуг, оказываемых в государственных школах.
Руководящие принципы
исходят, в первую очередь, из названной обязанности государства обеспечить
бесплатность и общедоступность образования, а во вторую очередь – из
необходимости ограничить повсеместную коммерциализацию образования, превращения
его в бизнес-модель, а обучающихся – в потребителей образовательных услуг. Данная
концепция вытекает из одного из последних докладов Специального докладчика по
вопросу о праве на образование Кишора Сингха “Защита права на образование от
коммерциализации” (№ A/HRC/29/30 от 10 июня 2015 года).
Пленарное заседание. Источник фото: архив автора. |
В совещаниях 13-14 марта
в ЮНЕСКО приняли участие более 80 специалистов из неправительственных
организаций, международных организаций, дипломатических представительств при
ООН и ЮНЕСКО, представителей академического сообщества и ассоциаций частных
школ. От Федерального центра образовательного законодательства присутствовала
представитель Смирнова М. В., которая выступала в защиту образовательных систем,
в которых правовое положение частных школ является сбалансированным и учитывает
важную социальную функцию по реализации права на образование гарантированного
обязательного уровня, которую выполняют частные школы, например, в России.
Dr Francesc Pedro, UNESCO. Источник фото: архив автора. |
Пленарное заседание
открыл Франсеск Педро (Francesc
Pedro), глава Сектора информационных и коммуникационных систем в образовании
Секции планирования и развития образовательных систем ЮНЕСКО. Он приветствовал
участников и напомнил, что Всемирные цели устойчивого развития, и особенно цель
№ 4, посвященная праву на образование, являются основанием для разработки
нового плана работы для ЮНЕСКО. Он напомнил участникам, что в соответствии с
нормами международного права основная ответственность за бесплатное
общедоступное образование возлагается на государство. В равной степени именно
государство является ответственным за выполнение целей устойчивого развития.
Вместе с тем, участие гражданского общества и институтов
государственно-частного партнерства имеет безусловную важность в достижении
указанных целей.
Задачей Руководящих
принципов является установление баланса между двумя конфликтующими принципами
международного права: с одной стороны, обязательство государства обеспечить
общедоступное бесплатное образование для всех, с другой стороны – свобода
родителей и иных частных лиц учреждать частные школы и свободно
осуществлять выбор формы и вида
образовательных организаций для своих детей. Г.-н Педро сообщил, что небольшая
команда, которая занимается в ЮНЕСКО вопросами права на образование,
подготовила два важных документа, которые могут прояснить положение частных
школ в системе образования. Во-первых, речь идет об обзоре, посвященном роли
частных организаций в обеспечении права на образование в свете существующих
международных правовых норм.
В данном обзоре
предпринимается попытка ответить на вопрос, влекут ли частные инвестиции в
систему образования ограничение права на общедоступное бесплатное образование
или, напротив, они способствуют полной реализации данного права.
Второй обзор посвящен
проблеме приватизации образования в развивающихся странах, а также доказательственной
базе, необходимой для определения данного процесса и его влияния на политику в
сфере образования.
Koumbou Boly, UN Special Rapporteur on the right to educationИсточник фото: архив автора. |
Пленарное заседание
продолжила новый Специальный докладчик ООН по праву на образование г.-жа Кумбу Боли (Koumbou Boly). Она
рассказала о проблеме частного образования в Африке, где большинство детей не
имеют возможность посещать школу. В особенности проблема касается девочек, 60%
которых, даже поступив в школу, не заканчивают ее. При этом частные школы в
некоторых африканских странах фактически зарабатывают на населении, вводя
плату, пусть и небольшую, за получение образования обязательного уровня. В
отсутствии налаженной государственной системы образования такой способ
получения дохода не только не этичен, но и является прямым нарушением права
каждого на образование, закрепленное в международном праве. Коммерческие школы,
единственной целью которых является получение прибыли, должны быть, по мнению
Боли, исключены из системы государственно-частного партнерства в сфере
образования.
Боли отметила роль
гражданского общества, академического сообщества и институтов международного
сотрудничества, включая ЮНЕСКО, в решении сложившейся катастрофической ситуации
с предоставлением обязательного образования в ряде африканских стран. Например,
Международная организация франкофонных стран подписала декларацию об
ответственности государств в предоставлении бесплатного общедоступного
образования и в жестком регулировании частного образования.
В заключение г.-жа Боли
рассказала историю своей жизни. Она родилась в Буркина Фасо, в одном из
кочующих племен. Менее двух процентов кочующих детей в стране имеют доступ к
системе образования. Еще меньше из них – девочки. Ей же удалось не только
попасть в школу, но и окончить ее, а также поступить в университет и стать
министром образования Буркина Фасо, а в дальнейшем – преподавать в
университетах за рубежом и даже сделать международную карьеру. Такой путь –
скорее исключение, чем правило, а многие из ее соотечественников остаются вне
системы формального образования всю жизнь.
Delphine Dorsi, Right to Education Project Источник фото: архив автора. |
Завершила установочное
пленарное заседание г.-жа Дельфин Дорси
(Delphine Dorsi), представитель Проекта «Право на образование». Ее выступление
было посвящено практическим вопросам разработки Руководящих принципов. Она
напомнила, что по данным Доклада о глобальном мониторинге образования ЮНЕСКО все
больше и больше детей во всем мире получают обязательное образование в частных
школах.
При этом, существуют
различные типы приватизации системы образования, начиная от финансирования
обязательного образования в форме ваучеров, которые обучающиеся могут
использовать как в государственных, так и в частных образовательных
организациях, заканчивая чартерными школами и сетевыми школами, созданными в
форме транснациональных корпораций, которые полностью подменяют государственную
систему образования в развивающихся странах. Благодаря работе
неправительственных организаций и институтов гражданского общества, в ряде
стран практика коммерциализации была приостановлена или прекращена. Так,
например, в Чили была полностью свернута система образовательных ваучеров после
того, как под воздействием международного сообщества государство признало, что
такая система ведет к сегрегации детей.
Дорси отметила, что
разработка Руководящих принципов – это попытка диалога, целью которого является
разработка правового механизма защиты образования от излишней коммерциализации
и выстраивание отношений в системе образования на основании принципов равенства
и запрета дискриминации, в том числе по признаку уровня семейного дохода.
В течение последующих
двух дней участники совещания работали над текстом Руководящих принципов в
небольших экспертных группах. По результатам данного совещания будет
подготовлен консолидированный проект Руководящих принципов, который будет
вынесен на общественное обсуждение. Дальнейшая информация о развитии данного
проекта будет доведена до сведения пользователей нашего сайта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий