вторник, 1 июля 2014 г.

Решением Совета по правам человека продлен мандат Специального докладчика по праву на образование еще на три года. 

27 июня 2014 года в Женеве завершилась двадцать шестая сессия Совета по правам человека. По результатам сессии было принято более 30 резолюций, включая резолюцию о праве на образование (A/HRC/26/L.28), в которой Совет призвал страны принять все необходимые меры для внедрения на своей территории принятых ранее резолюций о праве на образование с тем, чтобы обеспечить в полной мере реализацию данного права для всех, и продлил мандат Специального докладчика по праву на образование Кишора Сингха еще на три года.

В качестве приоритетных мер по обеспечению права на образование для всех в Резолюции отмечаются следующие:
а) поощрение целостного подхода, предполагающего уважение и поощрение прав человека при оценке успеваемости учащихся;
b) установление механизмов оценки с целью содействия обеспечению качественного образования;
с) создание или укрепление потенциала учителей для стимулирования качественного образования;
d) поощрение использования учебных программ, которые обновляются и соответствуют международному праву прав человека;
е) разработка инновационных механизмов оценки для программ профессионально-технического образования и подготовки;
f) поддержка исследовательских программ и изысканий по вопросу о национальных системах оценки успеваемости учащихся.

Ежегодный отчет Специального докладчика по праву на образование был заслушан Советом 16 июня 2014 г. В отчете подробно перечислены мероприятия, проведенные Специальным докладчиком в течение года, и описаны их результаты.  Этот перечень мероприятий дает представление о том, в каком направлении движется международное сотрудничество в сфере образования и каковы его основные игроки и движущие силы.
Ключевой идеей доклада является необходимость соблюдать международные стандарты прав человека в процессе разработки и внедрения мероприятий образовательной политики, а также - при непосредственной реализации образовательного процесса, включая оценку образовательных достижений обучающихся.
В докладе значительное внимание уделяется воспитательной функции образования, в частности тому, в какой мере система образования учитывает и воплощает такие общечеловеческие ценности, как недопущение дискриминации, поддержка культурного многообразия, соблюдение прав детей на образование в зонах вооруженных конфликтов.
Отдельная глава доклада посвящена системам оценки качества образования на основании академических достижений обучающихся, рассматривается опыт различных стран, включая развивающихся стран, по успешному совмещению внутренних и международных систем оценки, как на школьном уровне, так и на уровне профессионального образования.
В заключении доклада Специальный докладчик критически отзывается о системах оценки, которые опираются исключительно или чрезмерно на формальные критерии и не позволяют в полной мере учитывать все многообразие целей и задач, которые ставит перед собой образование с позиций подхода, основанного на приоритете прав человека. 

пятница, 21 февраля 2014 г.

Завершение процесса реформирования договорных органов ООН по правам человека: изменяется процедура представления отчетов государствами-участниками основополагающих конвенций и пактов ООН, в том числе по праву на образование. 


Почти четыре года спустя после начала так называемого Дублинского процесса по укреплению и повышению эффективности работы договорных органов ООН экспертами подготовлен проект резолюции A/68/L.37, внесенной 20 февраля 2014 года на рассмотрение в бюджетный комитет Генеральной Ассамблеи ООН.

Некоторые из наиболее значительных изменений, предложенных в проекте Резолюции, включают дополнительное рабочее время для договорных органов, что позволит им рассматривать доклады более эффективно, ограничение по количеству слов для докладов об исполнении положений соответствующих конвенций и пактов, представляемых государствами и иными участниками процесса мониторинга. Проект резолюции призывает договорные органы давать "краткие, адресные и конкретные заключительные замечания", а государства - решительно отказаться от всех видов запугивания и применения репрессивных мер по отношению к лицам, предоставляющим сведения в договорные органы по правам человека.

Проект резолюции призывает договорные органы изменить свои процессуальные документы, регулирующие подачу и рассмотрение отчетов государств-участников соответствующих международных соглашений.

Для справки: рассмотрение отчетов по реализации права на образование входит в компетенцию Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Отдельные аспекты права на образование рассматриваются также иными договорными органами: Комитетом по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам ребенка, Комитет по правам инвалидов.

Полный перечень замечаний, объявленных договорными органами в отношении реализации права на образование в России, доступен в системе Универсального указателя по правам человека (Universal Human Rights Index).

Эксперты ООН: "Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья - один из важнейших принципов общедоступности образования".

Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) опубликован отчет о проведенном тематическом исследовании, посвященном реализации права на образование лицами с ограниченными возможностями здоровья. Основной акцент в отчете сделан на инклюзивном образовании лиц с ограниченными возможностями как на одном из "фундаментальных принципах образования".

Подготовка данного исследования была инициирована Советом по правам человека на 22 сессии (см. соответствующую резолюцию 22/3 от 9 апреля 2013 года на русском языке). 

Следует отметить, что исследование подготовлено на основании обобщения экспертами практики реализации Конвенции ООН о правах лиц с ограниченными возможностями (Нью-Йорк, 13 декабря 2006 г.) Россия ратифицировала данную Конвенцию только 25 декабря 2012 года и практика ее применения в нашей стране на данный момент не сформировалась. Тем ценнее для нас выводы и рекомендации, сформулированные в Отчете, поскольку они позволят, во-первых, сразу пойти по пути наиболее полного и точного выполнения требований Конвенции и не допустить ошибок в ее реализации, а, во-вторых, максимально эффективно подготовиться к первому отчету России, который согласно ст. 35 Конвенции должен быть представлен в течение двух лет с момента ратификации. В дальнейшем отчеты предоставляются раз в четыре года.
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов ( КПИ ) , инклюзивное образование имеет важное значение для реализации права на образование для всех без дискриминации и на основе равенства возможностей , в том числе для лиц с ограниченными возможностями .

Исследование объясняет, что включение в образовательный процесс обучающихся с ограниченными возможностями требует устранения барьеров, которые ограничивают их участие в системе общего школьного образования, и изменения культуры, политики и практики в общеобразовательных школах, чтобы удовлетворить потребности таких учащихся.

Инклюзивное образование представляет собой платформу для противодействия стигматизации и дискриминации. Она также позволяет людям с ограниченными возможностями в полной мере участвовать в жизни общества.

В исследовании отмечается недопустимость ограничения доступа в общеобразовательные школы на основании наличия инвалидности. Образовательные системы должны способствовать переводу студентов с ограниченными возможностями из специальных школ в обычные и таким образом искоренять сегрегацию по признаку наличия инвалидности или иных условий, ограничивающих возможности здоровья.

Исследование обращает внимание на устранение любых барьеров (физических, социальных, экономических, психологических и коммуникативных) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

вторник, 12 ноября 2013 г.

Советом Европы опубликован Отчет Комиссара по правам человека о состоянии судебной системы в России.

Состояние судебной системы и ее адекватное функционирование - существенное условие эффективной реализации всех прав человека в стране, включая право на образование. 
В Отчете отмечается позитивная тенденция к увеличению числа отсылок к решениям Европейского суда по правам человека в постановлениях российских судов. Во многом эта тенденция - результат реализации соответствующих программ повышения квалификации судей (см. п. 67-68 Отчета).

вторник, 24 сентября 2013 г.

"Новые вызовы в образовании": отчет о международной конференции.

12-13 сентября 2013 года в г. Каунас (Литва) прошла международная конференция, посвященная актуальным проблемам в системе образования и способам их решения.


Конференция была организована Европейской ассоциацией образовательного права и политики (European Association of Education Law and Policy). В числе организаций, поддержавших проведение конференции, Университет Антверпена, Колледж Европы, Свободный университет Брюсселя, Университет Vytautas Magnus (Каунас), Высшая школа экономики (Москва) и другие организации.

Основная тема конференции - борьба с коррупцией в сфере образования и науки. Ряд заседаний были также посвящены проблемам насилия в школе (обеспечение безопасных условий обучения) и правовому статусу учителей.