вторник, 24 сентября 2013 г.

"Новые вызовы в образовании": отчет о международной конференции.

12-13 сентября 2013 года в г. Каунас (Литва) прошла международная конференция, посвященная актуальным проблемам в системе образования и способам их решения.


Конференция была организована Европейской ассоциацией образовательного права и политики (European Association of Education Law and Policy). В числе организаций, поддержавших проведение конференции, Университет Антверпена, Колледж Европы, Свободный университет Брюсселя, Университет Vytautas Magnus (Каунас), Высшая школа экономики (Москва) и другие организации.

Основная тема конференции - борьба с коррупцией в сфере образования и науки. Ряд заседаний были также посвящены проблемам насилия в школе (обеспечение безопасных условий обучения) и правовому статусу учителей.





Проф. Ян де Грооф (Президент Европейской ассоциации образовательного права, Уполномоченный правительства по вопросам университетов кафедры ЮНЕСКО Колледжа Европы, профессор Университета Тилбурга), открыл пленарное заседание. Он приветствовал участников и в своем выступлении подчеркнул важность повышения качества образования и выхода за рамки так называемой формулы "4-А", сформулированой в документах ООН (Availability, Accessibility, Acceptability, Adaptability): наличие, доступность, приемлемость и адаптируемость образования.

Эта формула была предложена в 1999 году Специальным докладчиком ООН по праву на образование (на тот момент) Катариной Томашевски (Katarina Tomasevsky), а затем одобрена в Замечании общего порядка № 13 о праве на образование Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Профессор Де Грооф предложил дополнить эту формулу новыми "4-А" с целью обеспечения качественного образования в духе целостности и уважения прав человека, а именно, автономия, ответственность, гарантии защиты и информационная открытость (Autonomy, Accountability, Advocacy, and Awareness).

Представитель Литовского отделения Transparency International сообщил о предстоящем выходе в свет нового издания Всемирного отчета о коррупции в сфере образования в ноябре 2013 года.
Представители Эстонии, Великобритании, Нидерландов, Украины, Латвии, Болгарии, Хорватии, Албании и России также поделились опытом своих стран в части правового обеспечения борьбы с коррупцией в сфере образования.


Основные итоги дискуссии были сформулированы проф. Роберто Тоньятти (Университет Тренто, Италия), который особо выделил следующие идеи:
  
  1. Одним из наиболее эффективных средств борьбы с фальсификацией научных исследований является взаимная оценка и коллегами достижений друг друга и взаимный контроль: такой подход формирует атмосферу открытости и подлинно научного диалога.
  2. Адаптация к системе образования рыночных методов борьбы с коррупцией, (здоровая конкуренция, кодексы этики, саморегулирование, прозрачность информации и др.), направленных на то, чтобы коррупция стала убыточной, может привести к необходимым изменениям в поведении участников образовательных правоотношений.
  3. Коррупция и насилие в образовании, если рассматривать их комплексно, не только являются проблемами сами по себе, они отражают существующие патологии общества в целом.
  4. Образование как система не только является «жертвой» коррупции, но и воспроизводит ее, так как молодое поколение воспитывается в атмосфере допустимости коррупционного способа решения проблем.

Все участники конференции должны были ответить на опросник по одной из тем конференции (коррупция, насилие в образовании, статус учителей). Обобщенные материалы конференции будут опубликованы на сайте Ассоциации.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий