вторник, 12 июля 2016 г.

Комментарий Проекта "Право на образование" к резолюции Совета по правам человека 32/22



Источник материала: Right to Education Project
Источник фото: © Delphine Dorsi, 2016


Проект "Право на образование"
Пресс-релиз, 11 июля 2016

Совет ООН по правам человека (СПЧ ООН) в исторической резолюции, поддержанной 21 организацией гражданского общества, призвал регулировать образовательные учреждения и вкладывать средства в государственное образование.






Резолюция, принятая на 32-й сессии Совета по правам человека (13 июня по 1 июля 2016 г.), настоятельно призывает все государства "устранять любые негативные последствия коммерциализации образования", в частности, путем создания нормативной основы для регулирования и мониторинга организаций, оказывающих услуги в сфере образования, привлечения к ответственности организаций, которые негативно влияют на право на образование, и поддержки научных исследований.

Как пояснила Дельфина Дорси (Проект "Право на образование"), "ранее другие органы по правам человека ООН, такие как Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на образование и договорные органы  ООН уже высказывали серьезную озабоченность по поводу взрывного роста и нерегулируемого числа частных образовательных учреждений. Эта резолюция добавляет сильное политическое заявление со стороны государств, и не оставляет никаких сомнений в том, что государства имеют обязательство в области прав человека надлежащим образом регулировать частных субъектов в области образования и противостоять коммерциализации образования".

Данная резолюция следует из текста предыдущей резолюции от июня 2015 года, которая была посвящена ряду похожих вопросов. В то же время, на этот раз необходимость решения проблемы коммерциализации является ключевым элементом текста резолюции.

Сильвен Обри, представитель Глобальной инициативы по экономическим, социальным и культурным правам, прокомментировал: "В некоторых странах, в частности, в Южном полушарии, частное образование за последнее десятилетие увеличилось в разы, иногда в десятки раз. Сетевые коммерческие частные школы, за счет ориентирования своего бизнеса на бедных людей, развиваются в Кении, Гане, Филиппинах и других странах. Эта резолюция представляет собой прорыв, поскольку она однозначно признает, что коммерциализация образования вызывает серьезные проблемы в области прав человека, которые необходимо решать в срочном порядке."

Боаз Варуку из Африканской сети по вопросам образования для всех (Africa Network Campaign for Education for All, ANCEFA) подчеркнул, что "в резолюции указывается, что даже деятельность образовательных учреждений, работающих в партнерстве с государствами, должна быть надлежащим образом урегулирована. Это очень важное напоминание таким государствам, как Либерия, которые используют спорную на данный момент практику аутсорсинга возможностей системы образования в пользу частных компаний, о том, что государственно-частное партнерство не может заменить государственные обязательства в области прав человека".

По словам Хавьера Гонсалеса, чилийского исследователя из Центра исследований в области развития в Кембриджском университете, эта резолюция "также имеет решающее значение для академического сообщества. Она побуждает нас сфокусировать и активизировать наши научные усилия в области критической социальной трансформации, то есть, приватизации и коммерциализации в области образования, которые ставят под угрозу основные права человека".

Резолюция содержит беспрецедентный призыв к государствам "признать важность инвестиций в систему государственного образования в пределах имеющихся ресурсов" и "расширения и улучшения внутреннего и внешнего финансирования для образования" с тем, чтобы "внести свой вклад в развитие образования как общественного блага".

Камилла Крозо, президент Глобальной кампании по вопросам образования, подчеркнула: "Международная комиссия по финансированию глобального образования, которая завершает подготовку рекомендаций Генеральному секретарю ООН, должна учитывать правовые обязательства государств в части обеспечения права на образование, как указал СПЧ. Государства должны увеличить внутреннее и международное финансирование народного образования; любое решение о финансировании, которое могло бы подорвать понятие образования как общественного блага, работает против международного права в области прав человека, и вопреки этой резолюции."

Сильвия Алонсо, координатор Сети гражданской защиты в области образования (Civil Advocacy Network in Education), мексиканский член Латиноамериканской кампании за право на образование, сказала: "Новая резолюция подчеркивает обещания и обязательства государств по укреплению системы государственного образования, что особенно важно в связи с растущим явлением приватизации государственного образования, которая во многих случаях является скрытой. Это происходило в Мексике и ряде стран в нашем регионе, и это часто предполагает передачу государственных ресурсов в руки коммерческих инициатив в области частного образования".

Резолюция была принята на основе консенсуса всеми 47 государствами - членами СПЧ, что свидетельствует о прочной поддержке резолюции.

Реагируя на принятие резолюции, переговоры по которой возглавляла Португалия, координатор проекта бразильской кампании по обеспечению права на образование и сеть по праву на образование Люсофон (ReLus), Мария Редер, заявила: "Эта резолюция совпадает с последними рекомендациями, изданными в отношении Бразилии Комитетом ООН по правам ребенка. Она является важным шагом для всех групп, которых объединяет ReLus с целью усиления борьбы против приватизации государственного образования на национальном уровне." Альбертино Дельгадо из ReLus подтвердил: "Наша сеть будет продолжать оказывать давление на государства и призывать их соблюдать основные обязанности в сфере образования, а также убеждать их препятствовать коммерциализации образования и способствовать устранению социального неравенства."

"Сейчас мы призываем все государства во всем мире выполнять свои юридические обязательства и соблюдать свои политические обязательства путем прекращения финансовой поддержки коммерческих частных школ, а также принимать все меры для развития бесплатной и качественной системы государственного образования. В частности, состоятельные доноры, такие как Всемирный банк и Соединенное Королевство, которые финансировали поставщиков коммерческого образования в бедных странах, должны прислушаться к Совету по правам человека и прекратить эти негативные практики", заключил Кароль Купе, от Солидарите Лаик,  организации, которая является ведущим членом французской коалиции образования и работает в рамках франкоязычной сети против коммерциализации образования.

Приложение: основные документы


  • Резолюция A / HRC / 32 / L.33 Совета по правам человека по вопросу о праве на образование.
  • Краткое изложение основных пунктов резолюции в отношении частного образования. 
  • Пресс-релиз о резолюции СПЧ 2015 года, посвященной приватизации в области образования.
  • Обзор проблем с точки зрения прав человека в отношении роста частных субъектов в сфере образования.

Резолюцию поддержали международные неправительственные организации: 
  1. ActionAid
  2. Africa Network Campaign for Education for All (ANCEFA)
  3. Amnesty International
  4. Campanha Nacional pelo Direito à Educação (Brésil)
  5. Coalition Education (France)
  6. Global Campaign for Education (GCE)
  7. Global Initiative for Economic, Social and Cultural Rights
  8. Grupo informal de investigadores/as portugueses defensores do Direito à Educação (Portugal)
  9. International Federation of Ceméa (FICEMEA)
  10. Latin American Campaign for the Right to Education (CLADE)
  11. Movimento de Educação para Todos (Mozambique)
  12. National Union of Teachers (UK)
  13. Oxfam
  14. Rede Angolana da Sociedade Civil de Educação para Todos (Angola)
  15. Rede da Campanha de Educação para Todos – Guiné-Bissau
  16. Rede Nacional da Campanha de Educação para Todos - Cabo Verde  
  17. Rede Nacional da Campanha de Educação para Todos de São Tomé e Príncipe
  18. Right to Education Forum, India
  19. Right to Education Project
  20. Solidarité Laïque
  21. The Program on Human Rights and the Global Economy


Комментариев нет:

Отправить комментарий