вторник, 7 июля 2015 г.

Ежегодный отчет Специального докладчика ООН по праву на образование Кишора Сингха: защита права на образование от коммерциализации


Источник: УВКПЧ  
Отчет представлен на рассмотрение 29-й сессии Совета ООН по правам человека
Номер документа A/HRC/29/30

Настоящий Доклад представлен в соответствии с резолюциями Совета по правам человека 17/3, 23/4 и 26/27. Специальный докладчик с обеспокоенностью смотрит на быстрый рост числа частных провайдеров образования и на результаты коммерциализации образования. 

В Докладе рассмотрены негативные последствия коммерциализации для реализации норм и принципов, лежащих в основе правовой базы права на образование, установленной международными соглашениями в области прав человека. 

В Докладе также анализируется, как приватизация отражается на реализации принципа социальной справедливости и равенства и исследуются законы об образовании и сложившаяся правоприменительная практика, связанная с приватизацией в сфере образования. 

Наконец, предлагается набор рекомендаций по разработке эффективных нормативных моделей управления частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и защиты образования как общественного блага.

В настоящее время доступен только текст на английском языке, см. ниже. Как только будет опубликован официальный перевод доклада на русский язык, эта страница будет обновлена. 

Резолюция о праве на образование, одобренная на 29-й регулярной сессии Совета ООН по правам человека (15 июня - 3 июля 2015 года)

Источник: УВКПЧ
Временный номер проекта резолюции: A/HRC/29/L.14/Rev.1












Право на образование

Всемирный форум по образованию прошел 19-22 мая 2015 года в г. Инчхон, Республика Корея

Форум был посвящен разработке глобальной стратегии развития образования на период до 2030 года.

Форум был организован ЮНЕСКО в сотрудничестве с Детским фондом ООН, Всемирным банком, Фондом ООН в области народонаселения, Программой развития ООН, структурой "ООН-женщины" и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев.


В результате дискуссий, состоявшихся в ходе проведения форума, была принята Декларация "Образование 2030: обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни для всех".

Основной приоритет новой стратегии, как следует из Декларации: изменений условий жизни через образование, признание роли образования как основной движущей силы личностного роста и развития в целом. В Декларации подтверждается, что образование - общественное благо, фундаментальное право личности, гарантия и основа реализации иных прав человека, а также признается роль образования в достижении мира и согласия между народами, ликвидации безработицы и бедности. 

Практической целью государств-участников Форума, является установление гарантий 12-летнего бесплатного образования, финансируемого за счет бюджетных средств, обеспечивающего равный доступ и надлежащее качество обучение. Как минимум 9 лет из этого срока относится к периоду обязательного образования, а также как минимум один год бесплатного дошкольного образования, направленного на общее развитие ребенка, должен быть доступен всем детям. 

В Декларации особое внимание уделяется проблемам трудных подростков и необходимости обеспечить им доступ к школьным занятиям, а также вопросам ликвидации всех форм дискриминации в образовании, в том числе по признаку пола. Только последовательное проведение сбалансированной гендерной политики в образовании позволит обеспечить полное включение всех детей в процесс обучения. 

Декларация содержит упоминания и других наиболее важных проблем в образовании во всем мире. 

В рамках Форума прошла встреча более чем 150 неправительственных организаций, работающих в сфере образования по всему миру. Участники встречи договорились предпринять все усилия для укрепления гражданского общества как ключевого партнера государства в процессе разработки и принятия правовых и политических решений, направленных на достижение образования для всех на основе равенства возможностей и обучения на протяжении всей жизни. 

По результатам Форума ожидается публикация исследовательских материалов, в том числе на русском языке.

четверг, 2 апреля 2015 г.

32-й выпуск Вестника образования Совета Европы (зима 2013-2014)

Вестник образования Совета Европы - источник систематизированной информации об основных направлениях работы Совета Европы в сфере образования. В последнем на сегодняшний день выпуске (32-й выпуск) содержится обзор текущих проектов Совета и направлений развития Департамента образования.

В данном выпуске Руководитель Департамента Щур Берган (Sjur Bergan) рассуждает о вопросах целеполагания в образовании, приводит примеры из недавней Рекомендации Совета Министров (2012)13 об обеспечении качественного образования.


Специалист Департамента Юлия Перерва (Yulia Pererva) рассказывает о проекте Совета Европы "Образование в области демократии и прав человека", его основных достижениях и целях на предстоящий период.

Для специалистов, работающих в сфере высшего образования и интересующихся политикой Совета Европы в данном направлении, будет интересна статья Жана-Филипа Рестоё (Jean-Philippe Restoueix) о переосмыслении роли университета в современном мире и о том, как работа Совета влияет на этот процесс.

Также в выпуске содержатся материалы о роли языка в обеспечении качественного образования на основе принципов инклюзивности, о преподавании истории с позиций примирения, толератности и выработки подходов к созданию культуры сотрудничества, о проектах Совета Европы, направленных на преодоление расовой, культурной, этнической ненависти, об итогах пятилетней работы Европейского центра современных языков (г. Граз, Австрия), Программы подготовки учителей (Программа Песталоцци), а также о работе Европейского ресурсного центра межкультурного взаимодействия, прав человека и демократической гражданственности (The European Wergeland Centre) в городе Осло, Норвегия.

Если работа вашей организации связана с международным сотрудничеством в сфере образования или с внедрением европейских подходов к организации образовательной деятельности, данный выпуск Вестника может оказаться полезным.

Ознакомиться с предыдущими выпусками и подписаться на следующие выпуски можно на сайте Совета Европы, там же можно заказать издания Совета, посвященные тематике права на образование. 

понедельник, 9 марта 2015 г.

28-я сессия Совета ООН по правам человека (2-27 марта 2015 г.)


Со 2 по 27 марта в Женеве проходит 28-я регулярная сессия Совета ООН по правам человека.
В течение данной сессии обсуждение непосредственно права на образование не предусмотрено, однако некоторые аспекты могут быть затронуты при обсуждении следующих отчетов:

- Доклад Верховного комиссара по правам человека (ВКПЧ) "Права лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам" (A/HRC/28/27) - в докладе приведен перечень мероприятий, в том числе затрагивающих реализацию права на образование лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, проведенных в Управлением ВКПЧ за прошедший год;
- Доклад ВКПЧ "Резюме дискуссии о правах лиц, осужденных к лишению свободы" (A/HRC/28/29) - в части права осужденных на образование;
- Доклад ВКПЧ "Тематическое исследование по вопросу о праве инвалидов на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество" (A/HRC/28/37) - в докладе особо отмечаются преимущества инклюзивного образования;
- Доклад ВКПЧ "Повышение инвестиций в обеспечение прав ребенка" (A/HRC/28/33) - в докладе признано, что финансовые вложения в обеспечение охвата детей дошкольным образованием выгодны не только детям с точки зрения, например, возможности получения более высоких зарплат в будущем, но и имеют положительные последствия для общества в целом, поскольку способствуют укреплению системы социального обеспечения, предотвращению преступности и увеличению налоговых поступлений. Инвестиции в качественное, справедливое образование идут на пользу отдельным лицам, общинам и странам в целом: к позитивным последствиям можно отнести спасение жизней, улучшение питания, сокращение показателей детских, ранних и принудительных браков, а также формирование равноправных, открытых и основанных на уважении обществ;
- Доклад ВКПЧ "Резюме обсуждения в дискуссионной группе вопроса об активизации глобальных усилий по искоренению насилия в отношении детей" (A/HRC/28/34) - в докладе приводится, в том числе, фрагмент выступления Уполномоченного по правам ребенка РФ Павла Астахова, который рассказал о национальной программе Российской Федерации по предупреждению насилия в отношении детей, о региональных программах раннего предупреждения и выявления случаев насилия, о работе Министерства образования по подготовке методологических рекомендаций о профилактике насилия для соответствующих региональных властей. Астахов упомянул, что Федеральным законом об образовании предусматривается оказание несовершеннолетним жертвам бесплатной медицинской и социальной помощи, включая психологическое консультирование детей и их родителей, а также поддержку свидетелей. Кроме этого разработаны мероприятия по посредничеству в случаях семейных споров, особенно в отношении нуждающихся семей и их детей.
- Доклад Генерального секретаря по вопросу о реализации во всех странах экономических, социальных и культурных прав (A/HRC/28/34) - в докладе приводятся сведения о состоянии указанных прав, включая право на образование, в разных странах мира, а также проблемы их реализации и положительный опыт их решения;
- Доклад ВКПЧ "Резюме обсуждения вопроса о процессах преподавания истории и увековечения памяти, проведенного в рамках дискуссионной группы" (A/HRC/28/36);
- Доклад ВКПЧ "Резюме обсуждения на дискуссионном форуме вопроса о праве на неприкосновенность частной жизни в цифровой век" (A/HRC/28/39);
- Доклад ВКПЧ "Краткий доклад о работе созванного Советом по правам человека группового обсуждения по теме защиты семьи" (A/HRC/28/40);
- Доклад ВКПЧ "Борьба с нетерпимостью, формированием негативных стереотипных представлений и стигматизацией, дискриминацией, подстрекательством к насилию 
и насилием в отношении лиц на основе религии и убеждений" (A/HRC/28/47) - в докладе обобщен опыт разных стран по борьбе с дискриминацией по религиозному признаку, в том числе в сфере образования;
- Ежегодный доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о насилии в отношении детей (A/HRC/28/55) - в докладе отмечается, что получение инклюзивного и качественного образования способствует преодолению страха и жестокости, а также связанного с насилием школьного отсева, ранних беременностей и детских браков и детского труда;
- Доклад Специального докладчика по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (A/HRC/28/56);
- Доклад Специального докладчика в области культурных прав "Политика в области охраны авторских прав и право на науку и культуру" (A/HRC/28/57);
- Доклад Специального докладчика по вопросу о свободе религии или убеждений  (A/HRC/28/66) - в докладе подчеркивается, что государство должно использовать все имеющиеся средства, включая официальное и неофициальное образование и работу с общинами, чтобы поощрять культуру уважения, отсутствия дискриминации и признания многообразия в обществе; 
- Окончательный доклад Консультативного комитета Совета по правам человека по вопросу о негативном воздействии коррупции на осуществление прав человека (A/HRC/28/73). 

Программу мероприятий 28-й сессии (на английском языке) можно скачать с сайта УВКПЧ, там же можно следить за прямой трансляцией заседаний

понедельник, 17 ноября 2014 г.

Актуальные направления политики Совета Европы в области образования

Сегодня мы расскажем про последние документы, принятые в сфере образования Советом Европы, а также - о департаментах и иных структурах Совета Европы, непосредственно занимающихся вопросами образования.

1. Конференция министров образования Совета Европы


В апреле 2013 года прошла Конференция министров образования стран Совета Европы, которая проводится раз в три года. Основной темой 24-й сессии стали механизмы демократического управления в системе образования и их влияние на качество образования в контексте реформ, проводимых в странах - участницах Совета Европы.

Дискуссия была построена по трем направлениям:
1) Децентрализация, социальное партнерство и расширение полномочий местных органов власти в управлении образованием;
2) Вопросы этики и соблюдения стандартов академической честности в образовательном процессе, особенно в части поведения педагогических работников и академической чистоты высшего образования и науки;
3) Вовлечение в управление системой образования и повышение качества образования родителей, педагогических работников и обучающихся.

В Заключительной декларации Конференции от 27 апреля 2013 года министры пришли к следующим основным выводам:
- необходимо поощрять участие родителей в совершенствовании качества образования;
- необходимо принимать меры на всех уровнях, стимулирующие участие обучающихся в процессе управления образованием и повышающие тем самым их заинтересованность в качестве образования;
- автономия и независимость образовательных организаций должны поощряться всеми способами;
- образование и повышение квалификации профессионалов, работающих в сфере образования, требует особого внимания.

Эти и другие меры,  предлагаемые в Декларации, по мнению министров образования, приведут к формированию инклюзивной, успешной и развивающейся системы образования, учитывающей интересы всех ее участников на всех уровнях.

Министры согласовали концепцию европейской платформы для обмена опытом в сфере образовательной политики - Хельсинская программа качественного образования для Европы (Helsinki agenda for quality education in Europe). Концепция предусматривает мероприятия по оказанию информационной и образовательной поддержки странам Совета Европы при разработки мер образовательной политики, направленных на повышение доступности образования, в особенности для тех, кто по каким-либо причинам не окончил школу и в связи с этим находится в зоне социального риска.

2. Высшее образование и наука

Вопросами высшего образования и науки в Совете Европы занимается специализированный департамент. Работа данного департамента связана с признанием квалификаций в Европейском регионе (см. новый сайт о признании), разработкой стандартов качества образования и науки, совершенствование форм управления высшим образованием и формированием Единого европейского пространства высшего образования. Данный департамент также поддерживает образовательные реформы в приоритетных регионах (включая страны СНГ).

В серии Высшее образование и наука выходят издания, посвященные академическому обмену и управлению в сфере высшего образования. Одно из новейших изданий посвящено 15-летию Лиссабонской Конвенции о признании квалификаций.

В рамках данного департамента проводятся региональные встречи на уровне министров высшего образования. На одной из последних встреч такого формата в Ереване в октябре 2013 года принимали участие делегации Беларуси, Болгарии, Грузии, Молдовы, Румынии, России и Украины. Встреча была посвящена проблемам реализации реформы высшего образования в этих странах в контексте присоединения к Болонскому процессу, в частности, совершенствованию национальной системы квалификаций и повышению участия обучающихся в управлении высшем образованием.

В заключительной декларации (на русском языке) участники отметили важность структурных реформ в сфере высшего образования и науки и подчеркнули, что значительное внимание должно уделяться возможностям трудоустройства выпускников вузов.

В 2013 году Департаментом были подготовлены и приняты рекомендации / комментарии по использованию рамки квалификаций по признанию иностранных дипломов - приложение к Лиссабонской конвенции о признании. В пояснительной записке разъясняется назначение данного документа.

3. Образование в сфере прав человека и демократии в действии

Совет Европы уделяет значительное внимание вопросам образования в сфере прав человека. Этому направлению посвящен отдельный сайт и масса проектов, реализуемых в разных странах, в том числе в России. Координатором данного направления в России является Татьяна Владимировна Болотина, директор Центра Гражданского образования АПК ПРО.

Кроме того, Совет Европы уделяет внимание преподаванию истории, разрешению проблем языковой политики в образовании, повышению квалификации учителей, вопросам внешкольного образования. В рамках последней темы в сентябре 2014 года Европейским молодежным центром в Будапеште был проведен семинар по образовательным мерам борьбы с исламофобией и дискриминацией в отношении мусульман, по результатам которого опубликован всеобъемлющий отчет, включающий рекомендации для участников образовательного процесса.

С полным перечнем мероприятий, проводимых Департаментом образования Совета Европы, можно ознакомиться на сайте Департамента (по направлениям). О наиболее ярких событиях мы будем сообщать на нашей странице.


среда, 29 октября 2014 г.

Опубликованы резолюции, принятые по результатам 27-й сессии Совета ООН по правам человека

В числе принятых резолюций две напрямую касаются права на образование.

1) Резолюция A/HRC/RES/27/6 принята по результатам обсуждения в рамках дискуссионной группы вопроса об обеспечении равного осуществления всеми девочками права на образование.

В Резолюции эксперты с сожалением констатировали, что по данным ЮНЕСКО к 2015 году во всем мире не будет выполнена ни одна из целей программы "Образование для всех" и что по-прежнему многие девочки страдают от серьезного неравенства и изоляции в системах образования на протяжении всей жизни. Совет по правам человека решительно осудил нападения, включая террористические нападения, на учебные заведения, их учащихся и персонал, а также нападения и похищения девочек по причине того, что они учатся или желают учиться в школе.

По результатам обсуждения принято решение провести в ходе 29-й сессии Совета по правам человека (июнь 2015) обсуждение в рамках дискуссионной группы вопроса об обеспечении равного осуществления всеми девочками права на образование в целях обмена опытом в этой области. В дискуссии примут участие соответствующие специалисты системы ООН, а также  представители гражданского общества, в том числе детские и молодежные организации, национальные правозащитные учреждения и другие заинтересованные лица. Верховному комиссару поручено подготовить доклад о результатах этого обсуждения в рамках дискуссионной группы в форме резюме и представить его Совету по правам человека на его тридцатой сессии (сентябрь 2015).

Поскольку к обсуждению приглашаются все заинтересованные лица, российские неправительственные организации, работающие в сфере права на образование, также могут заявить о своем желании принять участие в этой дискуссии в установленном порядке.

2) Резолюцией A/HRC/RES/27/12 утвержден план действий по третьему этапу (2015-2019) Всемирной программы образования в области прав человека. Принимая Резолюцию, эксперты исходили из того, что все государства приняли на себя обязательство обеспечивать такое состояние системы образования, при котором она была бы направлена на укрепление уважения к правам человека и основным свободам.

Всемирная программа образования в области прав человека - инициатива, реализуемая с 2005 года. Первый этап (2005-2009) был посвящен образованию в области прав человека в начальных и средних школах, второй этап (2010-2014) - образованию в области прав человека в вузах и профессиональных учебных заведениях для учителей и воспитателей, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Третий этап (2015-2019) нацелен на поощрение подготовки в области прав человека для сотрудников средств массовой информации и журналистов.

Как Резолюция, так и сама программа призывает все органы и агентства ООН, а также национальные правозащитные учреждения мобилизовать усилия и оказать всемерную поддержку государствам и неправительственным организациям, работающим в сфере образования в области прав человека.

Если ваша организация реализует программы в области прав человека, самое время воспользоваться поддержкой специализированных органов и агентств ООН со ссылкой на приведенные выше документы.

С полным перечнем принятых резолюций и их текстами можно ознакомиться на странице сессии.